- Главная
- /
- Музыкальные жанры
- /
- Душа музыки -мелодия.
Музыка словно живое существо: в ней бьётся сердце, стучит пульс.
У музыки есть и душа – это её мелодия.
Что же такое мелодия?
Это слово красивое само по себе. По-гречески мягкое и благородное.
- Мелодия, означавшая у древних греков «пение песни», стала словом, обозначавшим звуковую линию- со своими изгибами и изломами, скачками и падениями. Линия в пространстве состоит из точек. Линия во времени-из звуков. Те и другие линии бесконечно разнообразны. Но у тех и других есть свои законы. Гибкие и прямые, хрупкие и жестко-устремленные, они могут быть простыми и сложными, примитивными и изысканными, томными и энергичными.
- Человеческая речь состоит из подобранных по смыслу слов, а мелодия из сопряженных по смыслу звуков. Не всякое последование слов -речь. Так же не всякое последование звуков-мелодия. Музыку, исполняемую барабаном сложно назвать мелодией, потому что вся она на одном звуке. А в мелодии должны быть звуки разной высоты. Не менее важен ее ритмический рельеф. Одно и тоже последование звуков ритм может изменить до неузнаваемости.
- У каждого композитора есть свои излюбленные мелодические ходы, своя интонация, свой круг музыкальных образов и мелодий. И мы узнаем по ним музыку Чайковского, Шуберта, Мусоргского, Грига, Равеля, Моцарта, Баха…
- Вальсы Иоганна Штрауса… Они то подобны фейерверку, то грустны и задумчивы. В них живут разные настроения жизнерадостного человека.
- А в музыке Бетховена мы услышим героические интонации, борьбу с жизненными препятствиями. В его мелодиях- сила, воля, уверенность.
- Мелодии Моцарта отличаются от мелодий Прокофьева, мелодии Чайковского мы не спутаем с мелодиями Дебюсси. Какие-то из и этих мелодий нам сразу покажутся «красивыми», понятными, запоминающимися, а другие мы не сразу поймем, потому что не сразу сможем определить их характер и смысл. Ведь «красивость» мелодии-не самое главное.
- Важно понять смысл и содержание произведения, и самые сложные и «некрасивые» мелодии наполнятся для нас содержанием. В этом и заключается настоящая красота мелодии, красота музыки.
- В концертном зале мы оказываемся лицом к лицу с музыкой, с мелодиями, которые ведут нас, сменяя друг друга, не будем поспешно делить их на хорошие и плохие, понятные и непонятные, красивые и некрасивые.
- Постараемся понять, что они выражают, о чем рассказывают. И если с первого раза не поняли, пожелаем себе еще одной встречи с этой музыкой.